Понедельник, 16 сентября 2024

Мечта мальчишки

Мечта мальчишки

         В далеких 70-х годах школьник Юра мечтал служить в ВДВ, прыгать с парашютом… Но по состоянию здоровья в армию не взяли, военная комиссия признали не пригодным, сказалась детская травма правого глаза. В том далеком 1977 году это звучало, как приговор. Провожая в армию друзей и одноклассников, не скрывал сожаления и завидовал.

         И вот в 1980 году начал работать в Забайкальской базе авиационной охраны лесов г. Улан-Удэ парашютистом- пожарным. Сбылась детская мечта: небо, самолеты и прыжки с парашютом.

         Профессия романтиков и героев - парашютист (десантник)- пожарный. Люди именно этой профессии  раньше всех оказываются на лесном пожаре в труднодоступных местах.  К борьбе с огнем приступают мгновенно.

         Патрулирование территории ведется самолетом АН-2  с группой десантников на борту. При обнаружении возгорания летчик-наблюдатель сразу отправляет группу, которая летела вместе с ним - это 6-7 человек, на тушение пожара. Так сокращается время реагирования от момента обнаружения до начала работ по тушению, и лесные пожарные могут локализовать и ликвидировать возгорание на раннем этапе. 

         После сигнала парашютисты- пожарные начинают высадку. Лица у всех сосредоточенные. Со слов Юрия Харисовича, даже имея большой опыт работы,  каждый раз волновался перед очередным прыжком, каким бы он по счёту ни был. Парашютистам-пожарным нужны регулярные тренировки. Это не езда на велосипеде, когда если научился, то уже на всю жизнь. Как ни крути, а небо требует хорошую физическую форму и спокойствие. У кого-то самый сложный прыжок первый, у кого-то десятый, у кого-то сотый. Если в течение месяца парашютист- пожарный не был на пожарах и не совершал прыжков, то перед тушением пожара он должен подтвердить квалификацию и совершить 2 тренировочных прыжка.

         «Однажды в командировке при тушении верхового пожара один из парашютистов – пожарных остолбенел от ужаса и встал в ступор. Мы смотрим, а он не двигается, в глазах страх. Гул стоит страшный, стихия двигается с огромной скоростью.  Я понимаю, что счет идет на секунды. Коллегу спасли, резко одернув. Вся группа парашютистов- пожарных надели капюшоны, закрыли лица и побежали не от пожара, а «в пожар». Спаслись все. Этот страшный день я помню до сих пор. Иногда парашютисты- пожарные терялись в  бескрайней тайге, охваченной такой стихией, как верховой пожар»,- вспоминает Юрий Харисович.

         Профессию любого парашютиста- пожарного безопасной не назовёшь. Но, кроме риска получить ожоги и травмы, десантники-пожарные испытывают сильные перегрузки. При прыжке происходит аэродинамический удар на позвоночник и внутренние органы. Огромные перегрузки сейчас дают о себе знать: и руки, и ноги болят. Не зря при подсчёте трудового стажа десантникам – парашютистам год работы засчитывается за полтора, Юрий Харисович отработал 24 года на тушении пожаров, хотя для льготной пенсии достаточно и 17 лет стажа. За время работы совершил 526 прыжков с парашютом.

         Во времена СССР очень часто отправляли в командировки в другие регионы. За время работы Юрий Харисович объехал полстраны. Несколько раз ездил тушить пожары  в Красноярск, в Иркутск, Забайкальский край, перечислять можно долго.

         Лесными парашютистами пожарными работают в основном энтузиасты. «Случайных» людей надолго не хватает. Лесным парашютистам-пожарным, нужно ведь не только благополучно приземлиться на землю — это лишь способ транспортировки. Главная-то задача — тушить пожар. Нужно взять в руки лопаты и копать опорную полосу, периодически перерубая корни деревьев и кустарников. При себе обязательно полная экипировка: лопата, грабли, заплечный резиновый ранец с 20 литрами воды (РЛО), топор. Тушение пожаров - тяжёлый физический труд.

         Начинается пожароопасный период, и глядя, на этого мужчину с гармонью, с добрыми морщинками у глаз,  никогда не подумаешь, что у него в душе бушует пламя.

         - Душа болит, как сейчас там ребята. Ночи-то холодные, а жить в лесу приходится в палатках. Переживаю очень. Сам был молодым, помню, как было тяжело. На протяжении долгих лет порой выпадало всего лишь 2 дня в месяц на то, чтобы немного отдохнуть, придти в себя и опять в бой со стихией. Главное, чтоб товарищи возвращались живыми. Мягкой посадки, ребята!

         В настоящее время Юрий Харисович проживает в АУСО РБ «Бичурский дом – интернат для престарелых и инвалидов». В свободное время играет на гармони, смотрит телевизор, и с особым интересом слушает новости о лесных пожарах.

         Мечты сбываются, главное, верить!